Главная :: Общество

Какие реальные истории стоят за популярными легендами московского метро


Автор: Айгуль Сагитова


wikimedia

Откуда взялись крысы-мутанты, призраки в тоннелях и что известно о секретном "Метро-2"

В октябре 1931 года Совет народных комиссаров СССР окончательно утвердил Положение о государственном строительстве Московского метрополитена, а в декабре того же года начались работы на опытном участке. С первых дней столичное метро стало обрастать легендами. Одни из них откровенно мрачные, другие забавные. И, как это часто бывает, порой имеют под собой реальную основу.
Метровые крысы-мутанты
Одна из самых популярных баек советских времен гласила, что по заброшенным тоннелям московского метро (а по ночам – и по всем) бродят кровожадные крысы-мутанты длиной около метра. Живьем гигантских грызунов никто не видел, но подвыпившие граждане, рисковавшие уехать дальше конечной станции, очень боялись встречи с ними.


pixabay.com

Есть версия, что легенда возникла благодаря потерявшемуся однажды в подземке и заблудившемуся бультерьеру. Он какое-то время жил в тоннелях – возможно, его кто-то увидел в темноте и принял за гигантскую крысу: морды-то похожи. По другой версии, история с крысами-мутантами была первоапрельской шуткой одного из популярных периодических изданий – ее растиражировали и поверили.
Плантации шампиньонов
Ходили одно время в Москве и слухи о том, что нефункционирующие тоннели приспособили под плантации шампиньонов. В самом страшном варианте фигурировали грибы радиоактивные или "напичканные" всякой гадостью, мол, кто знает, какие опыты там, в подземке, проводятся.
--"

Эта легенда основана не на пустом месте: шампиньоны действительно выращивали в метро, только не в московском, а в харьковском. В 80-х годах для этого там начали использовать один из технологических тоннелей на глубине 30 с лишним метров. В 90-е плантацию забросили, а затем тоннель засыпали грунтом и забетонировали.


Закрытые тоннели московского метро давно будоражат воображение диггеров. wikimedia
Поезд-призрак и погибшие души
Согласно ей, раз в месяц по Кольцевой линии проезжает древний состав, за рулем – машинист в старой форме. В разных версиях легенды поезд-призрак или пустой, или с пассажирами – рабочими, погибшими при строительстве метро в Москве. Состав может останавливаться на станциях, тому, кто в него зашел, обратной дороги не будет – сгинет вместе с поездом.

Кольцевая линия фигурирует в этой истории не случайно – среди легенд московского метро есть и гласящая, что при ее строительстве задействовали большое количество политзаключенных, многие из них погибали. С мертвыми не церемонились, просто сбрасывали в шахты или замуровывали в стенах. Их души якобы и катаются в поезде-призраке, а также гуляют по ночам в тоннелях метрополитена. В доказательство легенды приводятся заявления некоторых специалистов по паранормальным явлениям, отмечающих плохую энергетику Кольцевой линии.


Станция "Комсомольская" кольцевой линии. wikimedia

В реальности же основной состав инженеров и техников, участвовавших в строительстве столичного метро, состоял из горняков, строителей и путейцев, рабочими трудились мобилизованные комсомольцы и другие добровольцы – люди самых разных профессий.

К слову, по одной из легенд станцию "Комсомольская" назвали так в память о комсомольцах, задавленных при строительстве, – также верится с трудом. Но с тем, что метро построено на костях, спорить сложно: в центре современной Москвы было немало древних захоронений, на них не раз натыкались при строительстве.


Строительство первой очереди московского метро. Архивное фото начала 1930-х годов. wikimedia
Черный машинист
Она относится к области фольклора, которым школьники пугали друг друга в пионерлагерях. Якобы в 80-х на Калужско-Рижской линии произошел пожар. Машинист, спасая пассажиров, обгорел до черноты и впоследствии умер, при этом виновным в пожаре объявили его. В итоге его призрак и бродит по ночам по тоннелям, взывая к справедливости.

Молва придумала для "черного машиниста" и компанию – "синего стрелочника". Будки стрелочников, когда-то переводивших стрелки в метро, сохранились около "Сокольников", "Парка культуры", "Охотного ряда" и некоторых других станций. Легенда гласила, что однажды один из них, который был "синяком", попросту – не просыхал, будучи подшофе, перевел стрелку не туда – и по его вине один из поездов Кольцевой линии стал бесконечно ездить по кругу, превратившись в призрак вместе со всеми находившимися в нем пассажирами. От отчаяния стрелочник то ли сам быстро умер, спившись, то ли покончил с собой – и тоже превратился в призрак московского метро.


В последние годы большинство старых синих составов, долгие годы бывших визитной карточкой московского метро, сменили новые. wikimedia

Конечно, это все сказки. Зато известна история об эфиопе по имени Ильма Мидексса Тебеко , который приехал в Москву учиться и из-за государственного переворота вынужден был остаться в столице, – и в итоге стал машинистом. Чернокожего машиниста видели многие пассажиры "оранжевой", "зеленой", "серой" ветки.
Секретное "Метро-2" и бункеры Сталина
Самые популярные, загадочные и неоднозначные легенды московского метро связаны с некой секретной подземкой, заложенной на глубине около 100 метров по личному распоряжению товарища Сталина.

В Интернете гуляет масса "схем" этого загадочного "Метро-2" (согласно самой распространенной версии, в нем четыре линии, связанные со сталинскими бункерами на Таганке, в Измайлове и Кунцеве, а из Кремля к нему ведут лифты и подземные ходы). Уверяют, что таинственная подземка обеспечена всем необходимым на случай как многолетней, так и ядерной войны, включая запас провианта на годы и "ядерную кнопку" для ответного удара.


Так станция метро "Охотный ряд" выглядела в 1935 году. flickr.com

Официального подтверждения или опровержения существования "Метро-2" в Москве нет – в отличие от давно рассекреченной правительственной подземки в Вашингтоне. Но косвенных "улик" и недомолвок столько, что определить, где правда, а где фантазия, невозможно.

Как несколько лет назад признался экс-начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев в ответ на прямой вопрос, он бы удивился, если бы такое не существовало. Как правило, фотографии, которые выдаются за снимки "Метро-2", оказываются снимками технических помещений или соединительных веток обычной подземки.


Фотография технической платформы, которую считают снимком загадочного "Метро-2". wikimedia

Пресса, тем не менее, писала, что бывший шеф протокола Бориса Ельцина и Михаила Горбачева Владимир Шевченко подтвердил, что от Кремля до ближней дачи Сталина в Кунцево вела подземная одноколейка. При этом, по словам сведущих людей, рассказы о масштабе правительственного метро сильно преувеличены.

Тэги Интересная история легенда метро мистика

Назад | На главную | К списку



Каталог сайтов Top.WapStart.ru